на главную страницу

Адвокаты, юристы, Москва, область, регионы

ВЕРНУТЬСЯ  В РАЗДЕЛ ДОКУМЕНТЫ

Судебные решения и аналитика, МЮС "ЗАЩИТА", г. Москва,  2016г

Категория спора: о возложении обязанностей по обеспечению беспрепятственного доступа сотрудников ТСЖ к общедомовым инженерным коммуникациям - стоякам горячего и холодного водоснабжения, проходящим через квартиру ответчиков, находящуюся в собственности (судебное решение + краткий обзор)

Истец: Гражданин В, ТСЖ "Синяя Птица"

Ответчик: Гражданин П (представитель МЮС Защита по доверенности)

Решение первой инстанции: исковые требования оставить без удовлетворения.

 

Краткая суть дела: Гражданин В обратился с иском  о возложении обязанностей обеспечения беспрепятственного доступа сотрудников ТСЖ «Синяя птица» к общедомовым инженерным коммуникациям - стоякам горячего и холодного водоснабжения, проходящим через квартиру ответчиков Гражданина П, находящуюся на последнем этаже жилого здания для подведения горячего и холодного водоснабжения в квартиру, которую купил гражданин В, расположенную на чердаке жилого здания, о компенсации судебных расходов, убытков за не предоставление доступа.

 

Комментарий юриста: Ситуация с осваиваниями чердаков  жилых домов в настоящее время не редкость. Предприимчивые собственники оформляют в собственность нежилые помещения, переделывают их в жилые и продают как полноценную квартиру, но чуть дешевле ее рыночной стоимости. Как это всегда и бывает, находятся любители такой "халявы", что в последствии приводит к судебным тяжбам и расходам, которые не всегда оборачиваются в пользу последнего. Продавец же обещает отсутствие проблем с подключением к инженерным сетям газо-водо снабжения, канализации, но на деле все получается не все так просто.

Истец купил квартиру на чердаке (мансарде) жилого дома, которая изначально не планировалась как жилое помещение. Цель таких помещений - кладовка, творческая студия, подсобное помещение и т.д. В виду этого на этапе строительство такое помещение не было подключено к инженерным системам водоснабжения, газоснабжения, канализации и т.д. После покупки он потребовал  обеспечить собственников жилья последнего этажа, которые располагаются над чердачным помещением (квартирой) доступом в их квартиру с целью врезки горячего и холодного обсуждения, канализации, на что по вполне понятным причинам получил законный отказ.

В 2007 году мансардное помещение было переведено в жилое помещение и в 2009 году продано истцу.

В соответствии с актом обследования жилого помещения, мансардный этаж, квартира х от 26 мая 2015 года, согласно проекту 11 мастерской ОАО «Моспроект» от 30.01.2015 года в указанном жилом помещении инженерные системы стояков ГВС и ХВС предусмотрены. На момент обследования квартиры в местах выхода стояков площадь забетонирована. При этом имеют стояки - выход канализации в помещениях двух санузлов и помещении кухни. Также жилое помещение оборудовано отопительными приборами, система отопления функционирует. Квартира оборудована электросчетчиками, заключен договор с ОАО «Мосэнергосбыт». По результатам проверки необходимо принять меры прокурорского реагирования в отношении управляющей компании за неисполнение обязанностей по содержанию коммуникационных систем

В обоснование исковых требований о возложении обязанностей доступа и проведения ремонтных работ по восстановлению водоснабжения квартиры № х дома 12 по ул. Старокачаловская г. Москвы, истцами представлен проектная документация, в которой содержатся сведения и схемы стояков, детали водостоков и план типового этажа в осях.

Оценив в совокупности представленные доказательства в порядке статьи 67 ГПК РФ, суд пришел выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку истцами, в нарушение требований статьи 56 ГПК РФ, не представлены суду доказательства необходимости выполнения заявленных работ в квартире ответчика. Более того, не представлены доказательства, подтверждающие объем планируемых ремонтных работ, за счет каких денежных средств будут проведены данные работы, доказательства безопасности проводимых работ, невозможности их проведения минуя квартиру ответчика, а также доказательства того, что испрашиваемые работы будут выполнены без ущерба квартире, принадлежащей на праве собственности ответчику П, не представлен проект работ по восстановлению системы горячего и холодного водоснабжения водоразборных стояков, как и не представлено доказательств виновного поведения ответчиков, а также существования стояков горячего и холодного водоснабжения в помещении, расположенном над квартирой № х2 дома 12 по ул. Старокачаловская в г. Москве, принадлежащего ответчику П.

Следует отметить что действия истцов были изначально не верными. Собственник не обязан предоставлять допуск в свою квартиру безосновательно, основываясь на предположениях ТСЖ. В документах не было документально оформленных оснований для обеспечения допуска и монтажных работ в следствии чего в иске совершенно справедливо было отказано в полном объеме, ведь ни кто не хочет терпеть посторонних людей в своей квартире, да еще и  ремонтных работ, которые причиняют неизбежно беспокойство и материальные затраты cсобственникам помещений.

 

 

 

Тест судебного решения (судебная практика)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22 июня 2016 года город Москва

 

Зюзинский районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Т.В. Соленой, при секретаре П.И. Багаутдиновой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-163/2016 по иску В, Товарищества собственников жилья «Синяя птица» к П о возложении обязанности, возмещении убытков, взыскании судебных расходов

УСТАНОВИЛ:

Истец В, представитель истца 1 Товарищества собственников жилья «Синяя птица» обратились в суд с иском к П, с учетом уточнения исковых требований, произведенных в соответствии со ст. 39 ГПК РФ, о возложении обязанностей обеспечения беспрепятственного доступа сотрудников ТСЖ «Синяя птица» к общедомовым инженерным коммуникациям - стоякам горячего и холодного водоснабжения, проходящим через квартиру ответчиков, расположенную по адресу: г. Москва, ул. Старокачаловская, д. 12, с целью осмотра и проведения ремонтных работ по восстановлению водоснабжения квартиры № Х в доме № 12 по ул. Старокачаловская в г. Москве в течение 5 дней со дня вступления решения суда в законную силу, в случае не предоставления ответчиками доступа, предоставить возможность сотрудникам ТСЖ «Синяя птица» право вскрыть в присутствии судебного пристава-исполнителя квартиру, расположенную по адресу: г. Москва, ул. Старокачаловская, д. 12, кв. х с целью осмотра и проведения ремонтных работ, взыскании с П солидарно в пользу истца В убытки, понесенные им на содержание квартиры № х дома 12 по ул. Старокачаловская в городе Москве, принадлежащей на праве собственности истцу, в размере 447031,28 руб., взыскании с П в пользу ТСЖ «Синяя птица» судебные расходы в виде возврата государственной пошлины в размере 6000 руб. в пользу В - судебные расходы: в счет возврата государственной пошлины 7278 руб., 2922 руб. - расходы на копирование документов, приложенных к исковому заявлению, в счет расходов по оплате услуг представителя в размере 50000 руб., мотивируя тем, что В на основании договора купли-продажи квартиры от 19.12.2009 года является правообладателем права собственности на жилое помещение общей площадью 174,2 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, ул. Старокачаловская, д. 12, кв.х. Более шести лет, В не имеет возможности проживать в указанном жилом помещении, поскольку в указанной квартире отсутствует горячее и холодное водоснабжение. В результате проведенного в кв. х2 переоборудования (переустройства), общедомовые стояки ГВС и ХВС оказались отрезанными и закольцованными в квартире № х2, а технологическое отверстие в межэтажном перекрытии между квартирами х2 и х забетонированным. Ответчики чинят препятствия по осмотру и проведению восстановительных ремонтных работ общедомовых инженерных коммуникаций - стояков горячего и холодного водоснабжения по восстановлению водоснабжения квартиры истца  Истец не имеет возможности использовать, принадлежащее ему на праве собственности, жилое помещение, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Старокачаловская, д. 12, кв. х, по назначению, для проживания в нем, так как в квартире отсутствует горячее и холодное водоснабжение. Между тем, В. вынужден нести бремя содержания данного жилого помещения, а также общего имущества многоквартирного дома, в котором расположена квартира.

В результате чего, В. несет убытки, связанные с содержанием жилого помещения: В просит взыскать с ответчиков солидарно убытки, понесенные им на содержание жилого помещения за период с июля 2012 года по декабрь 2015 года в размере 447031,28 руб. В понесены судебные расходы: в виде оплаты государственной пошлины в размере 7278 руб., расходов на копирование документов - 2922 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 50000 руб. ТСЖ «Синяя птица» также понесены расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 руб. (л.д. 4-18, 141-151, 198-199 том № 1, л.д. 111-112 том № 2).

Истец В, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела по существу извещен надлежащим образом. Представитель истца В, представитель истца ТСЖ «Синяя птица» в судебное заседание явилась, заявленные исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить в полном объёме, по основаниям, изложенным в иске.

Ответчики П в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела по существу извещены надлежащим образом. Представитель ответчиков (юрист МЮС ЗАЩИТА) в судебное заседание явилась, иск не признала, возражала против удовлетворения исковых требований, просила в иске отказать, по основаниям, изложенным в возражениях (л.д. 164-168, 228-230, 231-232 том № 1).

Выслушав представителя истцов, представителя ответчиков, исследовав материалы дела, дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований В., ТСЖ «Синяя птица», по следующим основаниям.

В силу ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных Жилищным кодексом целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения.

Согласно п. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

В соответствии со ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В силу ст. 162 ЖК РФ на управляющей компании лежит обязанность по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, предоставлению коммунальных услуг, выполнению иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.

В соответствии с п. 52 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307, потребитель обязан допускать в заранее согласованное с исполнителем время в занимаемое жилое помещение работников и представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и  надзора для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного дома:

исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для ликвидации аварий - в любое время.

В судебном заседании из объяснений представителя истцов, представителя ответчиков, представленных письменных доказательств судом установлено, что В, на основании договора купли-продажи квартиры от 19 декабря 2009 года является правообладателем права собственности на жилое помещение в виде квартиры (бывшее чердачное помещение), общей площадью 174,2 кв.м., расположенной по адресу: г. Москва, ул. Старокачаловская, д. 12, кв. х, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 19-20 том № 1).

П , на основании договора купли-продажи квартиры от 18 августа 2000 года (л.д. 21 том № 1) является правообладателем права собственности жилое помещение в виде отдельной трехкомнатной квартиры общей площадью 200 кв.м., расположенной по адресу: г. Москва, ул. Старокачаловская, д. 12, кв. х2 (последний этаж) (л.д. 22 том № 1).

Управление домом по адресу: г. Москва, ул. Старокачаловская, д. 12 в соответствии с протоколом общего отчетно-выборного собрания членов ТСЖ «Синяя птица», проводимого в форме заочного голосования с 26 марта по 30 апреля 2010 года осуществляет ТСЖ «Синяя птица» (л.д. 28-29 том N 1).

Из сообщения МосгорБТИ № 7 от 14 января 2015 года следует, что согласно материалам инвентарного дела, первичная техническая инвентаризация многоквартирного жилого дома по адресу: г. Москва, ул. Старокачаловская, д. 12 была проведена 11 ноября 1997 года. По результатам инвентаризации учтено помещение I, расположенное на мансардном этаже здания. Расположение санитарно - технического оборудования отражено на поэтажном плане помещения согласно выполненной подводки коммуникаций в соответствии с проектной документацией. По состоянию на дату последнего обследования 09.07.2007 года на основании распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы № 700 от 04 июня 2007 года данное нежилое помещение ( помещение I) переведено в жилой фонд (квартира № х) (л.д. 48 том № 1).

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию, а постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

В пункте 7 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг названы показатели, которые используются при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных услуг, в отношении холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, газоснабжения,  отопления. В связи с Изменениями не предусмотрено установление нормативов потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета В при их отсутствии, а также регламентируют иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в пункте 4 называют виды коммунальных услуг, которые могут быть предоставлены потребителю, а именно: холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление, раскрывается понятие "водоотведение” как отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.

Из сообщения ОАО Моспроект № 3-11/448 от 28 июля 2003 года на обращение Председателя Правления ТСЖ «Синяя птица» следует, что помещение, расположенное на 10-м чердачном этаже по адресу: 5-й микрорайон Северного Бутово, корп. 6 (ул. Старокачаловская, д. 12) было запроектировано для творческих мастерских художников и архитекторов, что позволило более рационально использовать пространство чердака, выделив в нем зоны свободные от прохождения в них инженерных сетей общего пользования. Все конструкции помещений, а также системы инженерного оборудования запроектированы с учетом нормативных требований, обеспечивающих комфортные условия для творческой деятельности мастерских художников и архитекторов. Указанные помещения предназначены для индивидуального пользования. Что касается самого чердака, то это пространство, находящееся между поверхностью покрытия (крыши), наружными стенами и перекрытием последнего этажа, в котором могут быть проложены инженерные коммуникации и размещены технические помещения (л.д. 23 том № 1).

В соответствии с актом обследования жилого помещения, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Старокачаловская, д. 12, подъезд 3, мансардный этаж, квартира х от 26 мая 2015 года, установлено, что согласно проекту 11 мастерской ОАО «Моспроект» от 30.01.2015 года в указанном жилом помещении инженерные системы стояков ГВС и ХВС предусмотрены. На момент обследования квартиры в местах выхода стояков площадь забетонирована. При этом имеют стояки - выход канализации в помещениях двух санузлов и помещении кухни. Также жилое помещение оборудовано отопительными приборами, система отопления функционирует. Квартира оборудована электросчетчиками, заключен договор с ОАО «Мосэнергосбыт». По результатам проверки необходимо принять меры прокурорского реагирования в отношении управляющей компании за неисполнение обязанностей по содержанию коммуникационных систем (л.д. 59 № 1).

Из акта осмотра № Р-О-ЮЗ от 26 мая 2015 года следует, что инженерные системы ГВС и ХВС в квартире № х по ул. Старокачаловская, д. 12 г. Москвы, согласно представленному проекту 11 мастерской ОАО Моспроект, отсутствуют (л.д. 60 том №2)

26 мая 2015 года, государственной жилищной инспекцией города Москвы, выдано предписание № Р-0-ЮЗ-04678 ТСЖ «Синяя птица» о восстановлении стояка системы холодного и горячего водоснабжения в квартире х дома 12 ул. Старокачаловская г. Москвы в срок до 31 июля 2015 года (л.д. 63 том № 1).

2          июня 2015 года  ТСЖ «Синяя птица» П выдано предписание об обеспечении доступа 15 июня 2015 года в 10 часов к общедомовым стоякам водоснабжения для проведения работ по восстановлению подачи холодной и горячей воды в вышерасположенную квартиру. Работы будут проводиться силами ТСЖ «Синяя птица» в соответствии с разделом проекта водоснабжения дома № 12 по ул. Старокачаловская г. Москвы 9л.д. 71 том № 1).

15 июня 2015 года, главным инженером ТСЖ, главным энергетиком, сотрудником охраны ТСЖ «Синяя птица» составлен акт об отсутствии доступа в жилое помещение, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Старокачаловская, д. 12, кв. х2 (л.д. 73 том №1)

В обоснование исковых требований о возложении обязанностей доступа и проведения ремонтных работ по восстановлению водоснабжения квартиры № х дома 12 по ул. Старокачаловская г. Москвы, истцами представлен проектная документация, в которой содержатся сведения и схемы стояков, детали водостоков и план типового этажа в осях (л.д. 49-58 том № 1).

Оценив в совокупности представленные доказательства в порядке статьи 67 ГПК РФ, суд приходит выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку истцами, в нарушение требований статьи 56 ГПК РФ, не представлены суду доказательства необходимости выполнения заявленных работ в квартире ответчика. Более того, не представлены доказательства, подтверждающие объем планируемых ремонтных работ, за счет каких денежных средств будут проведены данные работы, доказательства безопасности проводимых работ, невозможности их проведения минуя квартиру ответчика, а также доказательства того, что испрашиваемые работы будут выполнены без ущерба квартире, принадлежащей на праве собственности ответчику П, не представлен проект работ по восстановлению системы горячего и холодного водоснабжения водоразборных стояков, как и не представлено доказательств виновного поведения ответчиков, а также существования стояков горячего и холодного водоснабжения в помещении, расположенном над квартирой № х2 дома 12 по ул. Старокачаловская в г. Москве, принадлежащего ответчику П.

Из сообщения ОАО Моспроект № 16-11/10 от 18 января 2016 года усматривается, что помещение над квартирой № х2 по ул. Старокачаловская, д. 12 в г. Москве ( в настоящее время квартира № х) было запроектировано как творческая мастерская для индивидуального использования, что позволило рационально использовать пространство верхних чердачных этажей, выделив в нем зоны свободные от прохождения в них инженерных сетей общего пользования. Все конструкции помещения и системы инженерного оборудования, в том числе отопления, горячего и холодного водоснабжения, канализации и электроснабжения запроектированы с учетом действующих нормативных требований, обеспечивающих комфортные условия пребывания и деятельности. Холодное водоснабжение санузлов и кухни данного помещения было запроектировано от стояков В -1В, В 1-9, В 1 -10, горячее от стояков Т 3-8, Т 4-8, Т 3-9, Т 4-9, Т 3-10, Т 4-10 из подвала здания по сантехническим каналам (коробам) через предусмотренные в межэтажных перекрытиях на каждом этаже технологические отверстия. Указанные стояки проходят через нижерасположенные помещения, в том числе и через квартиру х2 (л.д. 126-126 том № 2).

Указанное сообщение не может быть принято судом в качестве оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку из сообщения не следует, что стояки горячего и холодного водоснабжения имели место быть в квартире В ранее имевшее назначение нежилое и использовавшееся под мастерские художников, выделением в нем зоны свободной от прохождения инженерных сетей общего пользования.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в ходе судебного разбирательства не доказана необходимость доступа истца ТСЖ «Синяя птица», как управляющей организации, в жилище ответчика в возникшей ситуации, как и не доказана необходимость доступа истца В в квартиру, принадлежащую ответчику на праве собственности, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд полагает необходимым в удовлетворении исковых требований В, ТСЖ «Синяя птица» о возложении обязанностей на П обеспечения доступа в жилое помещение, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Старокачаловская, д. 12, кв. х2, принадлежащего на праве собственности П для проведения осмотра и проведения ремонтных работ по восстановлению водоснабжения квартиры № х по указанному адресу, отказать.

Поскольку суд пришел к выводу о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований в части возложения на ответчиков П обязанности предоставления доступа сотрудников ТСЖ «Синяя птица» к общедомовым инженерным коммуникациям - стоякам горячего и холодного водоснабжения, проходящим через квартиру ответчиков, расположенную по адресу: г. Москва, ул. Старокачаловская, д. 12, кв. х2 с целью осмотра и проведения ремонтных работ по восстановлению водоснабжения квартиры № х в доме № 12 по ул. Старокачаловская в г. Москве в течение 5 дней со дня вступления решения суда в законную силу, постольку суд приходит к выводу, что исковые требования в части в случае не предоставления ответчиками доступа, предоставить возможность сотрудникам ТСЖ «Синяя птица» право вскрыть в присутствии судебного пристава- исполнителя квартиру, расположенную по адресу: г. Москва, ул. Старокачаловская, д. 12, кв. х2 с целью осмотра и проведения ремонтных работ, также не подлежат удовлетворению.

Истцом В заявлены требования о взыскании с ответчиков П солидарно убытков в размере 447031,28 руб., понесенных на содержание жилого помещения в виде квартиры, расположенной по адресу: г. Москва, ул. Старокачаловская, д. 12, кв. х, в которой В не имеет возможности проживать из-за отсутствия водоснабжения указанного жилого помещения.

Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает, что Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение названного Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации (часть 4 статьи 5); размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных  услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с организациями, устанавливаются Правительством РФ; размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (части 1 и 2 статьи 157).

Таким образом, право высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации устанавливать Правила N 354 о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года и Правила N 306 установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года ( в редакции от 14.02.2015 года) закреплено Жилищным кодексом Российской Федерации. Правительство Российской Федерации, действуя в пределах предоставленных полномочий, вправе признать утратившими силу ранее действовавшие правила предоставления коммунальных услуг гражданам и утвердить новые.

Абзац второй пункта 42, подлежащий применению в нормативном единстве с формулами 4 и 5 приложения N 2 к Правилам N 354 закрепляют порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. Расчет осуществляется с использованием тарифа (цены) на коммунальный ресурс, показателя количества граждан, постоянно и временно проживающих в индивидуальном жилом помещении, норматива потребления коммунальной услуги, а также общей площади жилого помещения в случае определения размера платы за коммунальную услугу по газоснабжению.

Правовой основой для такого регулирования являются требования частей 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, предписывающих размер платы за коммунальные услуги рассчитывать по тарифам (ценам) на эти услуги исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого при отсутствии приборов учета исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования жилым помещением, в том числе на основании договора социального найма предусмотрена частью 3 статьи 31 и частью 2 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации в отношении членов семьи собственника и нанимателя жилого помещения соответственно.

Федеральным законом от 4 июля 2011 г. N 123-ФЭ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" изменен порядок оплаты коммунальных услуг. Из содержания частей 6.3 и 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что оплата коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, выделяется из состава платы за коммунальные услуги и учитывается отдельно.

Абзацы второй и третий пункта 44 Правил N 354 закрепляют в качестве общего правила положение, что распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, и допускают изменение указанного порядка в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, решения о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения. Если такое решение не принято, объем коммунальной услуги в размере указанного превышения исполнитель оплачивает за счет собственных средств. Установленный абзацами вторым и третьим пункта 44 Правил N 354 порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с данными Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.

Приведенное правовое регулирование непосредственно вытекает из положений части 2 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предписывающей, что расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

По смыслу данного законоположения, применение этих расчетных способов должно приводить к определению такого количественного значения энергетических ресурсов, которое явно выше количественного значения, определяемого при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Закрепленный абзацем вторым пункта 44 Правил N 354 порядок распределения между потребителями объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, фактически сводится к тому, что в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, размер платы на общедомовые нужды не может быть больше, чем плата на общедомовые нужды, рассчитанная-по нормативу потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в таком доме при отсутствии общедомового прибора учета, и тем самым не допускает преимуществ расчетного способа определения количественного значения энергетических ресурсов, что полностью согласуется с требованиями части 2 I статьи 13 названного Федерального закона.

Из нормативного содержания взаимосвязанных положений части 1 статьи 161 и частей 2, 2.1 - 2.3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и (способов управления многоквартирным домом, следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме. В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято  иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедо говорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих . благоприятные и безопасные условия проживающих граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 данного Кодекса).

Абзац семнадцатый пункта 2 Правил N 354, раскрывая понятие ресурсоснабжающей организации как юридического лица независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, осуществляющих продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод), не относит к деятельности этих лиц функцию управления многоквартирным домом, что исключает распространение установленного абзацами вторым и третьим данного пункта порядка расчета на случаи, при которых исполнителем коммунальной услуги является эта организация.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно выраженной им в своих решениях, принцип равенства всех перед законом гарантирует равные права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории, и не исключает возможность установления различных норм в отношении лиц, принадлежащих к другим категориям, поэтому конституционный принцип равенства не может считаться нарушенным, когда различия между теми или иными категориями лиц являются достаточными для того, чтобы предусмотреть для них различное правовое регулирование (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2005 г. N 424-0).

Правительство Российской Федерации в силу полномочий, закрепленных частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, также было вправе, основываясь на положениях статей 37, 42, части 2 статьи 156 названного Кодекса, применить установленное данными законоположениями правило пропорционального определения размера долей в праве общей собственности на общее имущество и размера платы за жилое помещение и при расчете и распределении между потребителями объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме, в случаях, предусмотренных оспариваемым в части пунктом 44 Правил N 354.

Согласно части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации при временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

Правила N 306 определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию (пункт 1); закрепляют, что норматив потребления коммунальной услуги является количественным показателем объема потребления коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, природный и (или) сжиженный углеводородный газ, электрическая энергия, тепловая энергия, сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения), применяемым для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета (абзац четвертый пункта 2).

 

Включение в нормативное содержание таких характеризующих признаков как влияние на объем (количество) потребления коммунальных услуг и наличие и состав внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям ВЦ коммунальных услуг, понятие которых раскрывается в абзаце втором пункта 2 Правил N 354, исключает вывод об их юридической неопределенности.

Подпункт "а" пункта 4 Правил N 306, обязывает учитывать в отношении  холодного и горячего водоснабжения такие конструктивно-технические параметры, как этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения (открытая, закрытая).

Перечисленные в указанном пункте показатели влияют на объем (количество) предоставляемых услуг и в силу этого подлежат учету при определении нормативов потребления коммунальных услуг исходя из содержания данного понятия, изложенного в абзаце четвертом пункта 2 Правил N 306.

Понятие закрытой и открытой систем теплоснабжения раскрывается в пункте 27 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

Пункты 31, 33, 34, абзац первый пункта 35, пункт 36 Правил N 306, подлежат применению в системном единстве и взаимной связи с пунктами 10, 11, 12, 21 Правил N 306, предусматривают определение нормативов в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с применением метода аналогов и основываются на присущих данному методу правилах выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах, дифференциации нормативов потребления коммунальных услуг по группам многоквартирных домов, представительности выборки, исключения домов, в которых имеют место отступления от требований к содержанию общего имущества в многоквартирном доме и пользованию жилыми помещениями, в той части, в которой они влияют на расход коммунального ресурса в этих домах, определения количества многоквартирных домов или жилых домов в выборке по каждой группе домов, использовании данных приборов учета, которые анализировались судом и не признаны противоречащими закону.

Подпункт "а" пункта 37 Правил N 306 устанавливает срок проведения замеров после формирования объема выборки многоквартирных домов или жилых домов в отношении холодного и горячего водоснабжения (первое и последнее числа любого месяца отопительного периода) и позволяет определить расход коммунального ресурса. Необходимость установления каких-либо иных сроков проведения замеров, позволяющих повысить достоверность расчета, действующее законодательство не предусматривает.

Срок начала и окончания отопительных сезонов определяются в соответствии с пунктом 5 Правил N 354.

Пункт 40 Правил N 306 регулирует вопросы, связанные с обработкой данных по объему выборки.

Ввиду того, что потребление коммунального ресурса в многоквартирных домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, а также степенью благоустройства характеризуется схожим составом направлений использования коммунального ресурса и отклонения расхода коммунальных ресурсов могут быть обусловлены особенностями использования данных ресурсов, в том числе связанными с отступлением от правил и норм пользования жилыми помещениями, содержания общего имущества в многоквартирном доме, указанные отклонения не должны включаться в норматив потребления коммунальных услуг. С учетом этого пункт 40 Правил N 306 правомерно предписывает исключить значения расхода коммунальных ресурсов, отличающиеся от средних расходов по выборке более чем на 20 процентов, поскольку нормативы должны приближаться к реальным показателям потребления.

Пункт 45 Правил N 306 определяет норматив потребления коммунальной услуги по холодному (горячему) водоснабжению в жилых помещениях исходя из оснащенности жилых помещений водоразборными устройствами и санитарно-техническим оборудованием и отсылает к нормам расхода воды водоразборными устройствами, предусмотренным в таблице 5 приложения к данным Правилам. Указанная таблица определяет виды приборов, нормы расхода воды на 1 процедуру в литрах, температуру потребляемой воды, в том числе на иные, специально не оговоренные в этой таблице общеквартирные нужды, в частности расходы на стирку, уборку жилого помещения и другие нужды.

Приведенное правовое регулирование основано на применении расчетного метода установления норматива потребления коммунальной услуги, учитывает направление использования этой услуги и расхода воды, необходимого для удовлетворения физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей человека в жилом помещении.

Из объяснений представителя истца В, а также представленных квитанций об оплате жилого помещения и коммунальных услуг за жилое помещение, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Старокачаловская, д. 12, кв. х (л.д. 134, 139, 144, 145, 148,150, 151 том № 2) в судебном заседании установлено, что В как собственнику указанного жилого помещения начисляются и выставляются счета за целое помещение по расходам: содержание и ремонт, отопление, антенну, услуги охраны, благоустройство. Водоснабжение и водоотведение в указанных квитанциях не рассчитываются и не выставляются В для оплаты.

Согласно ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать (полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, грата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Из норм ст. 210 ГК РФ следует, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

При таких обстоятельствах, учитывая представленные доказательства в их совокупности, принимая во внимание, что содержание жилого помещения, принадлежащего на праве собственности, а также оплата предоставленных услуг по указанному жилому помещению в силу действующего законодательства является обязанностью собственника, вытекающей из права владения, пользования и разпоряжения, также принимая во внимание, что В денежные средства в  размере 447031,28 руб. за период с июля 2012 года по декабре 2015 года оплачены за жилое помещение и предоставленные коммунальные услуги за указанное помещение, исключая оплату не потребленных и не поставленных услуг

Включение в нормативное содержание таких характеризующих признаков, как влияние на объем (количество) потребления коммунальных услуг и наличие и состав внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг, понятие которых раскрывается в абзаце втором пункта 2 Правил N 354, исключает вывод об их юридической неопределенности.

Подпункт "а" пункта 4 Правил N 306, обязывает учитывать в отношении холодного и горячего водоснабжения такие конструктивно-технические параметры, как этажность, износ внутридомовых инженерных систем, вид системы теплоснабжения.

Перечисленные в указанном пункте показатели влияют на объем (количество) |1 предоставляемых услуг и в силу этого подлежат учету при определении нормативов потребления коммунальных услуг исходя из содержания данного понятия, изложенного в абзаце четвертом пункта 2 Правил N 306.

Понятие закрытой и открытой систем теплоснабжения раскрывается в пункте 27 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и  водоотведении".

Пункты 31, 33, 34, абзац первый пункта 35, пункт 36 Правил N 306, подлежат применению в системном единстве и взаимной связи с пунктами 10, 11, 12, 21 Правил N 306, предусматривают определение нормативов в жилых помещениях, нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды с применением метода аналогов и основываются на присущих данному методу правилах выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах, дифференциации нормативов потребления коммунальных услуг по группам многоквартирных домов, представительности выборки, исключения домов, в которых имеют место отступления от требований к содержанию общего имущества в многоквартирном доме и пользованию жилыми помещениями, в той части, в которой они влияют на расход коммунального ресурса в этих домах, определения количества многоквартирных домов или жилых домов в выборке по каждой группе домов, использовании данных приборов учета, которые анализировались судом и не признаны противоречащими закону.

Подпункт "а" пункта 37 Правил N 306 устанавливает срок проведения замеров после формирования объема выборки многоквартирных домов или жилых домов в отношении холодного и горячего водоснабжения (первое и последнее числа любого месяца отопительного периода) и позволяет определить расход коммунального ресурса. Необходимость установления каких-либо иных сроков проведения замеров, позволяющих повысить достоверность расчета, действующее законодательство не предусматривает.

Срок начала и окончания отопительных сезонов определяются в соответствии с пунктом 5 Правил N 354.

Пункт 40 Правил N 306 регулирует вопросы, связанные с обработкой данных по объему выборки.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации № января 2016 года «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», разъяснено, что судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела (далее - судебные издержки), представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

По смыслу названных законоположений, принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счет лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу (например, решение суда первой инстанции, определение о прекращении производства по делу или об оставлении заявления без рассмотрения, судебный акт суда апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, которым завершено производство по делу на

соответствующей стадии процесса).

К судебным издержкам относятся расходы, которые понесены лицами,

участвующими в деле, включая третьих лиц, заинтересованных лиц в административном деле (статья 94 ГПК РФ, статья 106 АПК РФ, статья 106 КАС РФ).

Перечень судебных издержек, предусмотренный указанными кодексами, не является исчерпывающим. Так, расходы, понесенные истцом, административным истцом, заявителем (далее также - истцы) в связи с собиранием доказательств до предъявления искового заявления, административного искового заявления, заявления (далее также - иски) в суд, могут быть признаны судебными издержками, если несение таких расходов было необходимо для реализации права на обращение в суд и собранные до предъявления иска доказательства соответствуют требованиям относимости, допустимости.

Лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.

Истцом ТСЖ «Синяя птица» заявлены требования о взыскании с ответчиков солидарно расходов по оплате государственной пошлины в размере 6000 руб.

Истцом В заявлены требования о взыскании с ответчиков  солидарно судебных расходов в виде оплаты государственной пошлины в размере 7278 руб., расходов на копирование документов, приложенных к исковому заявлению в размере 2922 руб., расходов по оплате представителя в размере 50000 руб.

Согласно ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требовании, а ответчику пропорционально той части исковых требований которыми истцу отказано. 

Суд приходит к выводу, что исковые требования в этой части также не подлежат удовлетворению.

При таких обстоятельствах, оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований в полном объёме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований В, Товарищества собственников жилья «Синяя птица» к П о возложении обязанности, возмещении убытков, взыскании судебных расходов, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Московского городского суда через Зюзинский районы суд г. Москвы в течение одного месяца.

 

Смотрите также:

- Судебный юрист, защита Ваших прав и интересов в суде общей юрисдикции и арбитражном суде. Полное ведение судебных дел.

 

- Регистрация ликвидация, реорганизация. Создание ООО и других организационно правовых форм, внесение изменение в ООО, ЗАО, ОАО, смена директора и многое другое.

 

- Юридическое абонентское ежемесячное обслуживание (сопровождение) бизнеса - коммерческих и некоммерческих организаций, предприятий учреждений, компаний, объединений, Индивидуальных предпринимателей, как с присутствием юриста, так и без такового присутствия (удаленное обслуживание)

- Юридическая экспертиза хозяйственных договоров, контрактов и иных документов (в том числе международных);  правка, внесение изменений, расторжение договоров,  применение различных договорных схем.

 

- Бухгалтерское  обслуживание (сопровождение) бизнеса - коммерческих и некоммерческих организаций, предприятий учреждений, компаний, объединений, Индивидуальных предпринимателей, как с присутствием штатного бухгалтера, так и без такового присутствия (аутсорсинг).

 

- Вступление в СРО. Помощь в подборе саморегулируемой организации и в оформлении документов на вступление в СРО.

Яндекс.Метрика